Моделирование бизнес-процессов

Применение технологий бизнес-моделирования повышает эффективность совершенствования деятельности организации. В обиход многих российских компаний прочно входят такие понятия как моделирование структуры и бизнес-процессов, бизнес-инжиниринг, реинжиниринг бизнес-процессов. Растет интерес и к общей концепции бизнес-моделирования. С точки зрения современных воззрений, бизнес - моделирование представляет собой разработку модели1 деятельности организации с целью решения определенных задач, стоящих перед ее менеджерами. Одной из основных целей бизнес-моделирования является решение насущной для российских компаний задачи анализа и совершенствования организации деятельности. Не секрет, что производительность труда в России, определяемая как валовый внутренний продукт на одного занятого в несколько раз меньше производительности труда в развитых странах.

10 шагов по созданию модели бизнес-процесса

Бизнес-модель - логическое схематическое описание бизнеса, призванное помочь в оценке ключевых факторов успеха компании. Этап стратегического планирования. Термин на английском языке Бизнес-модель — это своего рода истина организации, разработать которую может только управленческая команда этой организации. Она должна быть долгосрочной и отвечать на вопросы:

Первый шаг к повышению эффективности процесса: определите, где вы сейчас находитесь. Краткое описание процесса построения модели бизнес- .

Перечень анализируемых документов может включать нормативно-правовые акты, отраслевые стандарты, протоколы интервью, регламенты, положения, технические задания и другие корпоративные документы. Перед аналитиком проекта ставится довольно трудоемкая и, в то же время, рутинная задача, которая в настоящий момент не имеет средств автоматизации. Как показывает анализ современных средств моделирования бизнес-процессов, даже такие известные на рынке приложения как , , — не имеют механизмов поддержки построения моделей бизнес-процессов по их текстовому описанию.

Надо отметить, что в настоящее время на рынке управления бизнес-процессами существует технология интеллектуального анализа процессов . Однако, в отличие от описываемой ниже технологии, на вход системы подается база данных с результатами выполнения моделируемого бизнес-процесса, а не набор документов с его текстовым описанием. Решение задачи в такой постановке — дело будущего. Введем ряд логических и технических ограничений для реальной пилотной задачи. На входе имеется документ в формате , который: На выходе получаем -файл в формате 2.

В качестве тестового примера будем использовать текстовое описание, такого широко распространенного процесса, как Управление инцидентами из стандартной библиотеки . Тестовый пример сознательно взят на английском языке.

Построение и разработка моделей бизнес процессов

Например, только на первый взгляд конструкция из рис. Дальше — больше. Подобных логико-лингвистических противоречий в интерпретациях профессиональные пользователи стандарта 0 могут привести много. Для практического удобства можно предложить иную, зауженную интерпретацию исходных примитивов стандарта 0 графическая конструкция Б на рис. Сформулируем основную идею предлагаемой рекомендации по конкретизации языков моделирования бизнес-процессов. На 0-диаграмах изображаются классы объектов.

Работа по теме: Обследование организаций Стандарты IDEF0 - 5. Глава: Функциональная модель бизнес-процессов. Предмет: Автоматизированные .

Задание 1, Празднества- Торжественный праздник в честь кого-чего-н. Модель бизнес-процессов, согласно методологии , создается на основе принципа декомпозиции: На верхнем уровне модели рассматриваемая система представляется в виде одного процесса, например,"Деятельность по производству и продаже оборудования", далее он декомпозируется на совокупность бизнес-процессов верхнего уровня. Каждый из бизнес-процессов верхнего уровня декомпозируется на ряд подпроцессов. В качестве критерия выделения подпроцессов второго уровня можно использовать промежуточные состояния объекта управления.

Например, процесс"Продвижение и продажи" может быть декомпозирован на подпроцессы: Продвижение продуктов; Выяснение потребности клиента; Заключение договора с потребителем; Прием текущих заказов; Производственное планирование; Выполнения заказа клиента; Организация удовлетворения претензий клиентов; Анализ удовлетворенности клиентов. Количество уровней декомпозиции выбирается исходя из стоящих задач и необходимой степени подробности описания.

На практике используют уровней декомпозиции. Система бизнес-моделирования позволяет создавать графические модели бизнес-процессов с помощью диаграмм, выполненных в той или иной нотации моделирования.

Разработка и описание бизнес-процессов «как есть»

Реферернтные бизнес-модели в виде проектов повторного применения могут использоваться как целиком в готовом виде, так и скопированы в рабочие проекты с последующей доработкой и адаптацией, что значительно снижает трудоемкость и сроки разработки бизнес-моделей организаций. Прикладные решения также могут использоваться в готовом виде, либо могут быть отредактированы и доработаны. Использование реферернтных бизнес-моделей и прикладных решений позволяет: Получить примеры и почерпнуть ценные идеи из успешного в том числе отраслевого опыта построения организаий.

В случае старта нового бизнеса или проекта по совершенствованию деятельности организации, получить хорошую основу для начала работ.

бизнес-подразделениями и ИТ-отделом. Схемы BPMN (Нотации и Модели Бизнес-процессов) просты для понимания, и в то же время достаточно.

Верхний уровень модели деятельности Модель деятельности. Верхний уровень модели деятельности Модель деятельности модель бизнес-процессов Модель деятельности другое наименование — модель бизнес-процессов является наиболее важной частью организационной модели, поскольку содержит описание того, как происходит создание ценности для всех заинтересованных сторон: Пример описания создания ценности для потребителя Чтобы отобразить деятельность в целом, при моделировании разумно двигаться сверху вниз: Всего в модели деятельности модели бизнес-процессов можно выделить три уровня: Верхний системный уровень описывает, какие основные, вспомогательные и управленческие виды деятельности в организации существуют, и, при необходимости, показывает, как они между собой взаимосвязаны.

На верхнем уровне необходимо обеспечить однозначное соответствие видов деятельности и функциональных систем в том числе бизнес-процессов и сервисов — это обеспечит простоту и ясность модели. Средний функциональный уровень описывает внутреннее содержание видов деятельности, показанных на верхнем уровне: Нижний операционный уровень описывает порядок исполнения стандартных операционных процедур — тех цепочек операций, для которых определен или может быть определен наилучший вариант их исполнения.

Операционный уровень содержит только ту часть деятельности, исполняемой в рамках функциональной системы, которую целесообразно подвергнуть стандартизации. Верхний уровень модели деятельности Модель деятельности модель бизнес-процессов может быть построена как для всей организации, так и для ее отдельных частей — в зависимости от целей моделирования. Каждая функциональная система, отображаемая на верхнем уровне, обеспечивает предоставление значимого продукта, ресурса или услуги.

Всю деятельность организации компании, предприятия разумно разделить на три крупных блока: Основная деятельность основные бизнес-процессы — направлена на создание ценности для внешнего потребителя. Основные бизнес-процессы формируют денежные поступления в организацию и являются основой ее конкурентоспособности.

Программные продукты

Стандартные описания отдельных элементов, из которых состоят процессы цепочек поставок. Стандартные описания ключевых показателей эффективности. Описания передового опыта, связанного с каждым элементом процесса. Определение функциональности программного обеспечения, которая обеспечивает применение передового опыта.

Типовая архитектура модели бизнес-процессов как декомпозиция функций /процессов, анализ бизнес-событий, модели местоположений и модели.

Для правильного описания необходимо определить формат стандарт описания. Наиболее распространены следующие методологии описания: Многие методологии встроены в соответствующие программные продукты. На российском рынке присутствует несколько производителей инструментов финансового моделирования: Васиной ; сайт . Разработанные программы позволяют осуществлять в короткие сроки сложные процессы моделирования и анализа инвестиционных проектов, анализ финансового состояния компании, оперативно получать необходимую информацию.

Метод имитационного моделирования,основу которого составляет сценарный подход, является эффективным и адекватным решаемым задачам. Имитационные модели позволяют проигрывать различные варианты развития предприятия, состояния внешнего экономического окружения. С их помощью существует возможность проверить различные идеи и предположения относительно развития бизнеса, а также проанализировать последствия их реализации.

позволяет проанализировать альтернативные варианты развития проекта и выбрать оптимальный путь развития предприятия, определить потребность предприятия в денежных средствах, подобрать оптимальную схему финансирования и условия кредитования, оценить запас прочности бизнеса, эффективность вложений для всех участников проекта, выбрать варианты производства, закупок и сбыта, а также вести контроль за реализацией проектов.

Система позволяет моделировать деятельность различных по величине предприятий— от небольшой частной фирмы до холдинговых структур. С ее помощью можно создавать проекты любой сложности — от расчета окупаемости нового оборудования до оценки эффективности диверсификации деятельности предприятия. не требует ни глубокого знания математики, ни умения программировать — необходимо только хорошо знать описываемый бизнес.

Работа с системой на разных стадиях разработки и реализации инвестиционного проекта может быть описана в виде следующих основных шагов:

Зачем нужны модели бизнес-процессов?

Показатели эффективности процесса предназначены для количественного измерения эффективности деятельности предприятия. Поставщик процесса — субъект, который предоставляет ресурсы входы для бизнес-процесса. Поток процесса — последовательность выполнения операций процесса, причем, в терминах процессного подхода, взаимодействие между этими операциями, с определенной долей приближения, должно быть непрерывным.

Моделирование бизнес процессов позволяет понять работу и провести анализ организации. Это достигается за счет того, что модели могут быть.

Проверить соответствие диаграммы процесса действительности Определить исключения Ранее я уже представлял несколько статей об управлении бизнес-процессами и об инструментальных средствах, что служат для управления бизнес-процессами. Эти инструментальные средства предназначены для разработки приложений, необходимых для решения бизнес-задач. Первым шагом в процессе создании ВРМ- приложений является разработка модели бизнес-процесса. Полученные модели в дальнейшем будут использованы для построения диаграмм, отражающих текущее состояние той или иной задачи, и подсказывающих, какие имеются возможности для усовершенствования, а также, что нужно сделать, чтобы оптимизировать и автоматизировать данную задачу.

Эта статья призвана ознакомить читателя с процессом построения диаграмм бизнес-процесса , которые, в конечном счете, являются руководством при создании приложения. Стандарт представляет собой типовой набор символов и правил для описания бизнес- процессов. — хороший вариант для применения, ибо многие разработчики программных средств для данной отрасли уже поддерживают этот стандарт.

Этот командный язык позволяет серверу процессов выполняет код, генерируемый непосредственно из . Для организации, инвестирующей значительные средства в , использование открытых стандартов для разработки имеет долгосрочное стратегическое преимущество. Со временем такой подход позволит создавать модель процесса при помощи одного инструмента, а выполнять при помощи другого, исходя из того, что все они поддерживают указанные стандарты.

Кроме того, в предлагаемой вашему вниманию статье построение модели бизнес- процесса описывается с точки зрения аналитика, планирующего построить модель существующего процесса. Будучи составленной, диаграмма бизнес-процесса может быть использована для анализа процесса, его оптимизации, а впоследствии и для создания оптимизированной модели процесса, уже включающей в себя элементы автоматизации.

Специфика разработки требуемого приложения в данной статье не рассматривается, вместо этого для наглядности особое внимание будет уделено моделированию существующего процесса.

Моделирование бизнес процессов

Любое осуществление запланированных целей требует направления определенной группы людей, их продуманной деятельности при реализации планов, то есть нужно обеспечить высокий уровень управления. В теории управления всегда подчеркиваются проблемы, связанные с выбором рабочих кадров, их мотивацией, так как, как правило, лучшие результаты достигаются, когда люди хорошо мотивированы, используют творчески учебные материалы и инструкции по работе, разработанные начальством, а также имеют высокий уровень профессиональных навыков.

Конечно, это желание близко к идеальному, потому как набор специалистов в свой области является очень дорогим, несколько дешевле найти молодые таланты, желающие развиваться, и обучать их, исходя из своих собственных деловых интересов. В зависимости от уровня подготовки персонала инструкции по работе могут быть либо конкретными, либо более общими, хотя при разработке руководственных материалов не имеет смысла исходить из индивидуальных способностей и навыков сотрудников, так как в этом случае при уходе работника или даже при его продвижении надо переделать всю инструкцию, исходя уже из личных качеств и навыков нового сотрудника.

На самом деле, на вход бизнес-процесса подаются все факторы, которые предприятие использует для подготовки конечного результата, начиная с трудовых ресурсов, сырья, оборудования, и т.

системы, вернее, ее модели. Базовой целью моделирования бизнес- процессов является описание реального хода бизнес-процессов компании.

Интеграция Сквозные бизнес-процессы первоначально кажутся монолитными, но на практике могут разделиться на сеть взаимодействующих подпроцессов, что может вызывать ошибки при проектировании архитектуры процессов, усложняющие анализ работы организации и затрудняющие управление процессами. Вместе с тем знание необходимых и достаточных условий разделения сквозного процесса на подпроцессы позволит аналитикам существенно облегчить проектирование модели бизнес-процесса сверху вниз.

Такие процессы на первый взгляд кажутся монолитными, но на деле они оказываются фрагментированными, распадаются на сеть взаимодействующих подпроцессов. И этому есть несколько причин. Во-первых, часто хочется выделить повторно используемые компоненты для упрощения разработки и сопровождения всей системы. Во-вторых, модель процесса, которая не умещается на одном стандартном листе, кажется топ-менеджерам малопонятной и сложной для анализа, поэтому аналитики объединяют операции в группы, формируя подпроцессы.

Но поскольку критерии синтеза подпроцессов отсутствуют, аналитику трудно понять, по какому принципу надо объединять операции в модули, которые выносятся на верхний уровень. Однако плохо структурированный процесс часто скрывает важное, выпячивая второстепенное, например, банковские аналитики считают каждый вид кредита отдельным типом процесса, но структуризация помогает увидеть, что процессы выдачи разных видов кредита отличаются лишь разными комбинациями стандартных, повторно используемых модулей.

Описание и анализ бизнес-процессов